ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как сохранить здоровое зрение школьнику
Ранний возраст – важное время в формировании личности, время, когда закладываются основы физического здоровья. Родителям важно помнить о том, что упущено в детстве, трудно наверстать с годами, потому что именно в дошкольном возрасте (до 5-7 лет), происходит активное формирование глаза, а в школьном, примерно к 10-11 годам – оно уже заканчивается. И именно от того, как сформируется зрение ребёнка в эти годы, зависит не только его здоровье, но и вся дальнейшая жизнь.
Преступая к теме профилактики, познакомимся с распространенными формами нарушений зрения у детей.
Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах.
Родителям важно помнить, что для профилактики нарушений зрения очень важен режим дня школьника. Уделите особое внимание вопросам:
* как построен учебный день вашего ребенка в школе,
* как организованы уроки и перемены,
* как организованы занятия и отдых во внешкольное время,
* в какое время ложится и как долго спит,
* как питается в течение дня.
Если театр начинается с вешалки - то путь к сохранению зрения начинается с правильной организации рабочего места школьника.
Первое на что нужно обратить внимание - это посадка ребенка за рабочим столом. Рабочее место должно быть удобным и свободным для расположения школьника с учебниками и тетрадями. Ровная посадка обеспечивает оптимальное зрительное восприятие, свободное дыхание и нормальное кровообращение.
Хорошее освещение - обязательное условие работы на близком расстоянии. Желательно всю, работу выполнять при дневном свете, поэтому стол школьника лучше расположить у окна. Этим вы обеспечите лучшую освещенность, и возможность периодически смотреть вдаль, чтобы снять зрительное напряжение. В осеннее и зимнее время, когда естественного света недостаточно, рабочую зону ребенка необходимо дополнить искусственным освещением. Для этого лучше всего подойдут лампы белого цвета, которые имитируют естественный свет и создают благоприятные условия для глаз.
При работе на близком расстоянии нужно пользоваться настольной лампой. При установке лампы, следует помнить:
* она должна находиться слева для правшей, а для левшей – справа,
* она обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы исключить попадание прямых лучей света в глаза.
Неотъемлемой частью сохранения здорового зрения у детей является беспрекословное соблюдение правил чтения и письма:
* Читать и писать нужно только сидя. Нельзя читать лежа!
Нельзя читать в движении и транспорте.
* Правильная посадка за столом и хорошая освещенность рабочего места.
* Расстояние от книги или тетради до глаз должно быть не менее 30–35 см.
* Активная зрительная нагрузка (чтение, письмо, рисование) каждые 20–30 минут должна на 10–15 минут чередоваться с физической активностью или сменой зрительной деятельности (посмотреть в даль, закрыть глаза, походить и т.д.).
* Обязательно должен быть зрительный отдых в течение 1–1,5 часа после классных занятий перед выполнением домашних заданий.
* Во время чтения и письма необходимо чаще моргать. Оптимально это делать в конце каждой строки.
* Для снятия зрительного напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1–2 секунды или посмотреть вдаль.
![]() |
Обратим Ваше внимание на просмотры телевизионных передач. При всем их культурном и обучающем значении, они должны быть ограничены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, в режиме дня ребенка, очень важно создать оптимальные условия, с тем, чтобы телевизор не увеличивал накопившееся за день утомление, а максимально способствовал отдыху. |
Кроме телевизора в последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений у детей — ежедневное использование персональных компьютеров как вовремя учебы, так и во время отдыха. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Современные дети часами просиживают за компьютерными играми. Самые опасные из них - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами.
Чтобы работа и отдых за компьютером не приносили вреда следует ограничить их время до 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз. |
Уделите внимание физическим занятиям, которые способствуют сохранению зрения и профилактике близорукости. Ребенок в любом возрасте должен много двигаться и проводить на улице не менее 1,5-2 часов в день, чтобы иметь возможность смотреть вдаль.
"Хорошее яблоко доктора стоит" - гласит народная пословица, так оно и есть.
Рацион питания, наряду со всеми вышеперечисленными рекомендациями, способствует сохранению зрения школьника. Большое значение для зрения имеет правильное питание, содержащее необходимое количество витаминов, особенно А, С и группы В.
Так же к Вашему вниманию предлагаем комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз ребенка
для младших школьников:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.
- Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.
- Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
- сходное положение — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 — 5 раз.
для учащихся 5-11 классов:
- Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, — выдох. Повторить 5 — 6 раз.
- Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 — 6 раз.
- Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 — 6 раз.
- Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем — влево. Повторить 5 — 6 раз.
- Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 — 5 раз.
- Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 — 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 — 5 секунд. Повторить 6 — 8 раз.
- Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.
Соблюдая эти несложные рекомендации Вы не только сохраните здоровое зрение своему ребенку, но и поможете познавать мир в ярких красках без искажений.