Сегодня электронные устройства (смартфоны, планшеты, компьютеры и т.п.) повсеместно вошли в работу и быт не только взрослого человека, но и школьника. Их использование стало повседневной частью жизни детей. И в настоящее время некоторые дети начинают пользоваться электронными устройствами ещё в дошкольном возрасте. Оказывается, большинство родителей недооценивают то количество времени, которое ребёнок проводит, глядя в экран монитора.
В настоящее время к офтальмологу стали чаще обращаться дети с жалобами на жжение, зуд, слезотечение и усталость при использовании электронных устройств. Почему это происходит? Потому что, не смотря на напряженную зрительную нагрузку во время учёбы в школе и при выполнении домашнего задания, наши дети скорее всего, используют электронные устройства в течение длительного периода времени: по дороге в школу и из школы, на переменах, придя домой после школы и т.д. Около 80% учащихся сознаются, что используют электронные устройства в течение трех и более часов в день. С другой стороны, только 40% родителей считают, что их дети используют электронные устройства три и более часа в день.
Многие детские офтальмологи считают, что длительное использование электронных устройств, кроме вышеперечисленных проблем, может привести к более серьёзным нарушениям рефракции и аккомодации.
Школьник, сидящий за компьютером, подвергается воздействию физических факторов различной природы. Основными из них являются: оптическое излучение, электромагнитное излучение, статическое электричество. Большая нагрузка при этом приходится на глаза. Сидя в течение нескольких часов перед экраном монитора, ребёнок напрягает глаза намного больше, чем во время любой другой работы. Это приводит к повышению риска развития симптомов компьютерного синдрома у детей по сравнению с взрослыми. По данным ряда исследований, жалобы со стороны органа зрения к концу дня появляются у 55-80% учащихся, а у 20% из них зрительный дискомфорт возникает уже через 1-2 часа использования электронных устройств. Ежедневно повторяющиеся нагрузки могут привести к развитию стойких изменений. Кроме зуда, жжения и усталости глаз школьники также могут испытывать головную боль, общую усталость, помутнение зрения, двоение перед глазами, боль в области шеи. Таким образом, исходя из вышесказанного родителям необходимо более внимательно отнестись к данной проблеме и обращать внимание на ребёнка:
- Ребёнок садится слишком близко к телевизору или компьютеру, наклоняется слишком близко к книге или тетради
- Не может следить глазами за текстом при чтении.
- Прищуривает глаза, чтобы лучше видеть
- Часто трёт глаза руками, часто без причины зажмуривает глаза
- Становится более чувствителен к свету
- Прикрывает один глаз при чтении, просмотре телевизора или чтобы лучше что-то рассмотреть
- Избегает действий, требующих хорошего зрения вблизи ( чтение, выполнение домашнего задания), или хорошего зрения вдаль, например, участие в спортивных или других развлекательных мероприятиях
- Жалуется на головную боль или усталые глаза
- Получает более низкие оценки, чем обычно
Если родители замечают какие-то из вышеперечисленных изменений, необходимо проконсультироваться у офтальмолога.
Чтобы избежать или уменьшить напряжение глаз необходимо, чтобы школьники при работе на близком расстоянии соблюдали правило трёх двадцаток (20-20-20). Это правило означает, что каждые 20 минут необходимо делать 20-секундный перерыв, во время которого фиксировать взгляд на удаленном объекте, расположенном на расстоянии более 20 шагов. Необходимо отвлечься от экрана, размяться, выполнить гимнастику для глаз. Кроме того, важно соблюдать следующие требования:
- Площадь помещения на одного человека – не менее 4,5м2.
- Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения. Естественное освещение должно быть боковым; искусственное освещение желательно голубоватого цвета. Рекомендуется окраска стен в голубой цвет.
- Отсутствие бликов на экране монитора.
- Монитор должен находиться на расстоянии 40 - 75 см от глаз, а центр экрана на 15-20 см ниже их уровня. Экран телевизора должен располагаться на расстоянии в среднем 3м.
- Клавиатура располагается на расстоянии 10 - 30 см от края стола, таким образом, чтобы пальцы находились на уровне запястий, параллельно полу, плечи были расслаблены.
- Положение тела должно быть удобным, спинка стула наклонена назад под углом в несколько градусов, форма спинки соответствовать естественным изгибам позвоночника. Целесообразно использование специальной мебели.
- Если ребёнок работает с текстами на бумаге, листы надо располагать на расстоянии от глаз 30-35см
Для расслабления и тренировки глаз и мышц тела разработаны специальные упражнения.
Необходимо регулярно проводить беседы с родителями и школьниками о профилактике зрительных нарушений. Нельзя приступать к использованию электронных устройств и выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Важное место занимает питание, включающее достаточное количество витаминов
Для сохранности зрительных функций школьника необходимо помнить о рациональном режиме дня ребёнка, включающем прогулки на свежем воздухе, занятия физической культурой и спортом, здоровый сон.
Резюмируя всё вышесказанное, необходимо учить наших детей правильному режиму использования электронных устройств с того дня, когда они в первый раз берут в руки смартфон или планшет. Ведь профилактика в данном случае даёт наилучший эффект.