Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Они просто другие: почему аутизм - это не приговор!?

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма,  его учредили на Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 г.

Термин «аутизм» в 1912 году ввёл швейцарский психиатр Эйген Блейлер. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя.

Один из первых и наиболее очевидных признаков аутизма – проблемы с общением. Заболевание проявляется еще в детстве: ребенок неохотно идет на визуальный и тактильный контакт, не откликается на свое имя, с трудом учится речи и начинает говорить позже сверстников. В особо тяжелых случаях не начинает вообще – таких среди людей с аутистическими расстройствами порядка 40%. Из-за проблем в общении людям с аутизмом сложно заводить отношения – дружеские, рабочие, романтические.

Аутизм считается одним из самых распространенных нарушений в работе нервной системы. Социальные исследования, переписи населения и соцопросы показали, что аутизм отмечается в 4 – 6 случаях на 10 тысяч детей. Количество людей с расстройствами аутистического спектра стремительно растёт: если в 1999 году один случай аутизма приходился на 1600 человек, то сейчас — один на 68 человек. Женщины реже страдают от аутизма. По текущим оценкам, на каждую женщину-аутиста приходится по 3-4 мужчины.

По данным ВОЗ, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%. Сегодня не известно ни одного лекарства, которое могло бы вылечить аутизм.

 Аутизм означает, что человек развивается иным образом. Все, что можно сделать - это помогать ребенку педагогически. Для этого разработаны различные научно обоснованные методики. Больше всего доказательств эффективности - у методов на основе прикладного анализа поведения.

Откуда, кто виноват?

Современная наука не может однозначно ответить на этот вопрос. Существуют предположения, что аутизм может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте и т.д.

За последние годы ученые открыли десятки генов, связанных с аутизмом, однако мутации в них не могут полностью объяснить ни одного случая развития этой болезни в целом и ее отдельных симптомов в частности.  

Мы имеем сотни тысяч примеров, когда в семьях с обыкновенными детьми рождаются дети с аутизмом. Бывает и наоборот: второй ребенок в семье оказывается обыкновенным, в то время как у первого — РАС.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы "более благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Необходимо принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

                                   Помните, что без поддержки взрослого ребенку с аутизмом не выжить.

Психологические особенности лиц с расстройствами аутистического спектра

Особое состояние аффективной сферы и мышления, характеризующееся погружённостью человека в мир собственных переживаний, принято называть аутизмом (от греч. autos– сам). При этом человек находится практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающих.

Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения. Для расстройств аутистического спектра характерен целый комплекс психических и поведенческих расстройств. Особенно ярко аутизм проявляется в следующих областях:

  • речь и коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • воображение, эмоциональная сфера.

Изучение трудностей развития таких детей, психологии лиц с расстройствами аутистического спектра позволяет помочь этим людям в адаптации к жизни в обществе, к социализации.

Известно, что сам аутизм, как и многие другие проявления — вторичны, а потому, если вовремя оказать досконально продуманную специализированную помощь, основанную на сотрудничестве семьи со специалистами, которые владеют современными знаниями об аутизме, можно достичь значительных положительных результатов, т.к. вторичные проявления менее устойчивы, а значит, в большей степени поддаются коррекции.

 Коррекционная работа детей с аутизмом должна в обязательном порядке носить комплексный характер, в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям. Для каждого аутичного ребенка необходим индивидуальный подход по подбору, как фармакологических препаратов, так и основных психолого-педагогических стратегий.

Общие рекомендации для родителей по развитию навыков эффективного общения с аутичным ребенком.

Самое главное достижение для родителей, после чего ситуация определенно начнет изменяться в лучшую сторону — это осознание того, что «от моего поведения зависит поведение моего ребенка». Родители, которые начинают активно исследовать свое общение, свои способы взаимодействия с ребенком разрывают узы повседневных проблем, получают возможность влиять на ход событий.

«Ваша помощь ребёнку максимальна, если Ваше отношение к нему гибко. Это значит, что Вы помогаете ему тогда, когда он нуждается в Вашей помощи, и что Ваша помощь не больше и не меньше того, что требуется в данный момент ребёнку. Ваша помощь не должна подменять активности ребенка. Будет очень хорошо, если Вы сумеете требовать от него то, что он знает и в достаточной мере умеет делать. Ваше знание ребёнка даёт Вам возможность определить, что ребёнок делает хорошо, что он только начинает осваивать, а что не умеет совсем. В первом случае в зависимости от ситуации Вы можете похвалить или потребовать, во втором — помочь, в третьем — избежать непосильных для ребёнка, а потому — травмирующих его, требований.

Хорошо, если Вы принимаете во внимание не только то, чего Вы хотите достичь у ребёнка, но и существующие сейчас его трудности. Мерой успешности Вашей работы будет в первую очередь не приближение к идеалу, а преодоление существующих затруднений. Это обеспечит наилучшую поддержку ребёнку с Вашей стороны. Он нуждается в поощрении образцов правильного поведения. Ваше осуждение повергает ребенка в растерянность, тогда как тёплая и ласковая поддержка — помогает ему. Проявляемое Вами отрицательное отношение к поведению ребёнка уместно лишь тогда, когда он пользуется навыками, которыми определённо обладает.

Общаясь с ребёнком необходимо убедиться в том, что Вы оказались в сфере его внимания, что он в той или иной мере готов к контакту с Вами. Вы можете обратиться к ребёнку несколько раз, прежде чем он обратит на Вас внимание. Лучше, если Вы в таких случаях не раздражаетесь. Ваше общение с ребёнком не должно быть назойливым, не следует отдавать всё время занятиям с ребёнком — это утомляет и Вас, и его. Важно, чтобы ребёнок имел возможность чувствовать Ваше доброжелательное и спокойное присутствие, Вашу готовность помочь. Часто для этого достаточно просто быть рядом с ребёнком и обращаться к нему время от времени. Если ребенок недостаточно контактен с Вами — это даст Вам возможность постепенно расширять и углублять контакт. Если же он не может обходиться без Вас, не отпускает Вас от себя — это даст возможность постепенно приучать его к самостоятельному поведению в Вашем присутствии, а затем — без Вас.

Улучшение состояния может проявляться по-разному. Облегчение и расширение общения, внимание к окружающему и к Вам, реагирование на эмоции людей, участие в домашней жизни и т.д. могут на том или ином этапе принимать утомительные для Вас формы. Всегда ранее безразличный ко всему ребёнок становится навязчивым, ходит за Вами по пятам, постоянно теребит Вас или начинает беспрестанно мести пол, мыть и без того чистую посуду и т.д. Это увеличивает трудности его поведения, но свидетельствует о возросшем внимании к окружению, увеличении активности. Если Вы отнесетесь к этому положительно, Вы ускорите построение желательного поведения, пресекая — рискуете замедлить этот процесс.

Только занятия с ребёнком, не смогут решающим образом изменить его состояние. Но степень улучшения поведения и развития Вашего ребёнка в немалой степени зависит от той поддержки, которую Вы ему оказываете, от того человеческого климата, в котором он находится, от уровня Ваших ожиданий. Ожидая от ребёнка слишком многого Вы можете быть постоянно недовольны им и собой, недооценивая его возможности и успехи — уменьшая степень Вашей поддержки. Максимально помочь ребенку это значит: принять его таким, какой он есть, и всемерно способствовать его развитию».

Памятка для родителей.

Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым ребенком должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное — не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее. Если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок — занимайтесь именно этим:

Запаситесь терпением. Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу. Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого–прекрасно получаются пасочки. Будьте последовательны. Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать. К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пасочки, необходимо научиться смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пасочки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра –переворачиваем ее и т. д.

Занимайтесь спортом. Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право-лево, верх-низ.

Научитесь отказывать. Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.

Соблюдайте ритуалы. Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Также проигрывайте каждую игру много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Не балуйте малыша! Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работ за них.

Знали ли ВЫ, что...?

Мы не всегда догадываемся, что некоторые успешные и талантливые люди всю жизнь вели и ведут ожесточенную борьбу со своей природой, это такие как: Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Стивен Спилберг, Моцарт и др.

Например, Альберт Эйнштейн с трудом вступал в контакт с другими людьми. Он плохо учился в школе, испытывал затруднения в выражении мыслей. Будущий ученый не мог найти работу, так как не любил общаться с людьми. Он не мог терпеть прикосновения людей.

К известным людям аутистам относится Моцарт. Ему, как и многим аутистам, было свойственно отсутствие мимики. Были стереотипные движения руками и ногами. Он обладал чувствительным слухом, слишком резкий и громкий звук вызывал болевые ощущения. У Моцарта часто менялось настроение. Несмотря на аутистическое расстройство, он стал выдающимся композитором.

ОНИ ПРОСТО ДРУГИЕ, АУТИЗМ - это не приговор!

 

Отделение профилактики "Центр здоровья" желает всем читателям этой статьи - ЗДОРОВЬЯ: духовного, душевного и физического. Если Вас интересуют вопросы, связанные с этой темой, можете обратиться в кабинет психологической помощи №316-3.